Черкасская область Рош ха-Шана (еврейский Новый год)
Хасиды Умань, фото

    Сентябрь-начало октября – это то время, когда СМИ пестрят сообщениями о происшествиях в Умани, городе в Черкасской области с населением около 83 тысяч человек. В чем же дело? А дело в том, что ежегодно на Рош ха-Шана (еврейский Новый год) в Умань съезжаются колоритные хасиды. Что их манит в начале осени в старинный украинский городок? Конечно же, могила их почитаемого мудреца – цадика Нахмана из Брацлава. Его последователи считают, что хотя бы раз в жизни нужно побывать на могиле Ребе Нахмана, а если на Рош ха-Шана у его могилы зажечь свечи и прочитать особую молитву об искуплении, то душа праведника лично будет просить о том, чтобы Бог простил твои грехи.

Кто такие хасиды?

    Но кто же такие хасиды? Хасидизм является довольно молодым религиозным течением в иудаизме, которое зародилось в XVIII веке в той части Украины, которая в то время входила в состав Речи Посполитой.

О хасидах в Умани и кошерной кухне смотрите видео:

Хасидский квартал в Умани накануне Шаббата (видео)

Чем хасиды отличаются от евреев?

    В чем отличие хасидов от обычных верующих евреев? Для хасидизма характерна главенствующая роль цадика, признанного общиной мудреца, который выступает посредником между рядовыми хасидами и Творцом. А поскольку выдающихся мудрецов было немало, то и течений в хасидизме насчитываются сотни, среди них около десятка крупных, к которым относится и Брацлавский хасидизм, основанный цадиком Нахманом.

Хасиды в Умани

    Хасиды верят в то, что Бог присутствует абсолютно во всем: в людях, вещах, явлениях, даже в грехе, считают, что достичь единения с Творцом можно путем соблюдения заповедей и изучения священных книг. Молитвы хасидов отличаются от традиционных эмоциональностью, энтузиазмом и движением. Конечно же, стоит отметить внешнее отличие хасидов. Хасидизм – ультраортодоксальное течение иудаизма, то есть хасиды трепетно относятся к соблюдению древних обычаев, к тому же сохранили традиционную одежду XVIII века. Вот по этой одежде и по пейсам, как правило, и узнают хасидов: поверх белой рубашки черный сюртук , свисающие из-под него веревочки цицит, черные шляпы с полями или меховые шапки штраймлы. Замужние хасидки носят одежду, закрывающую руки и ноги, никаких декольте, стригутся коротко и носят парики либо платки.

Видео о женщинах хасидов:

Цадик Нахман из Брацлава

    В Умань съезжаются не все хасиды, а только те, которые являются последователями цадика Нахмана, основателя брацлавского хасидизма. Как правило, течения (дворы) в хасидизме называются по городу, в котором проживал цадик. Ребе Нахман родился в 1772 году в Меджибоже, он является правнуком основателя хасидизма Исраэля Баал Шем Това. Уже в 13-летнем возрасте составил сборник афоризмов о духовной жизни евреев. Долго жил в Брацлаве (сейчас пгт. Брацлав в Винницкой области). Ребе Нахман учил поклоняться Богу с песнями и танцами, ведь уныние – главный враг веры.

Интервью с хасидом-украинцем в Умани (видео):

    Предчувствуя скорую кончину в 1810 году, мудрец переехал в Умань, где незадолго до его рождения во время гайдамацкого восстания Колиивщины погибло много евреев. Цадик Нахман завещал похоронить его рядом с невинно убитыми, чтобы его душа утешила души жертв. Поэтому маловероятно, что останки цадика будут перенесены в Израиль, ведь это будет нарушением его завещания.

Рош ха-Шана и паломничество хасидов в Умань

    Рош ха-Шана - еврейский Новый год. С Рош ха-Шана ведется отсчет дней нового года у евреев. Он приходится на седьмой месяц еврейского календаря. В 2020 году праздник Рош Ха-Шана отмечается с вечера 18 сентября по вечер 20 сентября. Рош Ха-Шана считается днем сотворения мира Богом. Это также и судный день. Человек должен задуматься о том, что он сделал за прошедший год, раскаяться в плохих поступках. Паломничество хасидов в Умань на Рош ха-Шана вызвано желанием посетить могилу цадика Нахмана. Брацлавские хасиды верят в то, что встретив Рош Ха-Шана возле могилы Нахмана, то следующий год будет для них весьма благоприятным.

    Паломники приезжали на могилу Ребе Нахмана до середины 1920-х годов, во время Второй мировой могила была разрушена, в послевоенные годы территория старинного еврейского кладбища оказалась под жилой застройкой. Только в конце 1980-х паломничество возобновилось. Сейчас на Рош ха-Шана в Умань приезжает до 30 000 хасидов.

Могила – цадика Нахмана из Брацлава фото

Традиции Рош ха-Шана

    Рош ха-Шана – время молитв и размышлений о жизни. Празднования длятся два дня. После общей молитвы каждый хасид стремится помолиться у могилы цадика, причем молят не только за себя, каждый паломник везет с собой записки с различными просьбами от родных, соседей и друзей. Нахман завещал прочесть 10 псалмов, которые он считал способными загладить грехи. После прочтения псалмов необходимо подать цдаку (милостыню). Поскольку рабби советовал петь и танцевать, чтобы прославить Бога, не удивляйтесь, если увидите хасидов, танцующих на балконе синагоги под любую музыку, даже под рок, не имеющий ничего общего с религией.

    Такое явление, как парикмахерские посреди улицы, не говорит о том, что хасиды не могли или забыли подстричься заранее. Просто у них заведено стричь волосы накануне религиозных праздников.

    «Рош ха-Шана» с иврита (ראש השנה) переводится как «глава года». Видимо, поэтому на праздничном столе обязательно присутствует баранья или рыбья голова. Также на Рош ха-Шана едят сладкие яблоки, макая их в мед, и гранат – эти продукты считаются знаками удачи (симаним). Кислое, острое и горькое на новогоднем столе отсутствует, чтобы целый год не было горя. А еще не принято есть орехи, это связано с одинаковыми числовыми значениями букв в словах «орех» и «грех» на иврите. А вот хлебобулочные изделия круглой формы – неотъемлемый атрибут новогоднего стола, ведь такой хлеб символизирует годовой цикл.

    Ключевым обрядом праздника является трубление в бараний рог (шофар), символизирующий барана, принесенного в жертву Авраамом вместо Исаака. Эти тревожные звуки пробуждают совесть человека, выводят из состояния духовного сна.

    Также в первый день Рош ха-Шана принято выходить после полудня к водоему, где во время молитвы отряхивают края одежды и выворачивают карманы, что символизирует избавление от прошлых грехов. В Умани хасиды совершают этот обряд, называемый ташлих, у пруда неподалеку от могилы Нахмана. Молитвы перемежаются танцами и песнями. По окончании общей, основной, молитвы, можно увидеть на берегу хасидов, оставшихся для любования природой, ведь цадик завещал общаться с Богом также посредством созерцания красот природы. Часть паломников отправляется к бывшему карьеру, там совершают ритуальное омовение.

Квартал хасидов в Умани

    Постепенно хасиды выкупили недвижимость вокруг могилы, построили синагогу и отели для своих единоверцев. Сейчас в Умани постоянно проживает до 2 тысяч хасидов, у них собственная медицинская служба, маркет с кошерными товарами и школа для детей. В их квартале, разросшемся вокруг могилы цадика Нахмана Брацлавского (часть улицы Пушкина после перекрестка с ул. Комарницкого и до ул. Освободителей, плюс прилегающие мелкие улочки), практически все надписи выполнены на иврите, туристы оказываются словно в маленьком Израиле.

    Уманчане зарабатывают неплохие деньги, сдавая квартиры паломникам, приезжающим в Умань не только на Рош ха-Шана, но и на шаббат, отмечаемый с заката в пятницу до заката в субботу, в течение всего года.


Автор статьи и фото: Анна Дубовская
Умань на карте


Парк природы «Беремицкое» «Добропарк»